Строительство  домов из бруса, круглого леса  в Архангельске и других регионах России. 

Бригада профессиональных строителей

Контакты

8 (911) 584-77-77

История деревянного зодчества

      Из дерева на Руси строили все: храмы,крепости,княжеские и боярские хоромы, дома горожан, крестьянские избы, хозяйственные постройки.

      Причиной этого было обилие строевого леса, простота его обработки и дешевизна деревянного строительства. Деревянные здания возводились быстрее каменных, могли строиться летом и в холодное время года. были суше и теплее.

      Наибольшее широкое применение имела сосна. Из-за ограниченности плотничного инструмента всюду,где возможно,использовали брёвна, а брусья и доски,изготовлявшиеся при помощи топора и клиньев, употребляли лишь там, где их нельзя было заменить.Стены состояли из горизонтально уложенных одно на другое брёвен, сплочённых между собой посредством пазов, вынимавшихся в поверхности каждого бревна и соединявшихся в углах с брёвнами других стен врубками. обыкновенно с остатка, в лапу, была известна но применялась реже.

      Кровельные покрытия делались из теса или лемеха - дощечек, имевших подобно кровельному тесу вырезные концы - треугольные, закругленные и городчатые.

      Веками поколения плотников совершенствовали свои композиционные приёмы, разрабатывая и отбирая лучшие из них. Простота и рациональность  этих приёмов позволяли русским плотникам возводить свои постройки в очень короткие сроки (известны обыденне церкви , т.е. строившиеся  в один день) , а также перевозить здания в разобранном виде и быстро собирать их в другом месте. О масштабах, в которых русские зодчие пользовались сборным строительством, даёт представление постройка во время войны с Казанским ханством в 1551 г. укреплённого города Свияжска, сооружённого неожиданно для татар в один месяц, так как его здания были предварительно построены в верховьях Волги  и в разобранном виде сплавлены вниз по реке.

     Документы говорят и о крестьянских многосрубных постройках: "... а на дворе хоромов изба на подклете, да сени с подсением, да повалуша с подклетом. да сенник с двома хлева, да анбар с подклетом, да мыльня" - так описывается в 1953г. крестьянский двор на реке Варзуге.

     Проёмы в стенах делали невысокими, чтобы не перерубать значительно число брёвен. Волоковые окна совсем не нарушали этой связи , их вырубали на полбревна  вверх вниз в смежных брёвнах. Изнутри окна задвигались затворкой (заволакивались): отсюда и название волоковые. Через среднее повышенное оконце выходил дым, скапливавшийся вверху, так как избы топились по чёрному. К тому же оно немного освещало и все помещения. В более крупных проёмах перерубленные брёвна связывались между собой колодами из брусьев. Сращивание брёвен по длине русские плотники не применяли и для увеличения размеров здания ставили рядом несколько срубов или (при постройке церквей) применяли срубы восьмиугольные и крестообразные в плане. Фундаментов под деревянные здания не делали , а нижние венцы клали прямо на землю. Иногда под углы  и середину стен клали большие камни или ставили"стулья" из толстых брёвен.

     Чашки вырубали по форме укладываемых в них брёвен, в каждом венце делали продольный паз, чтобы сруб был плотнее. Позднее паз и чашку стали выбирать в нижних горбах верхних брёвен: так вода почти не поподала в пазы и сруб лучше был предохранён от загнивания . В ХVIIв. для более прочной связи венцов применялась, кроме того, двойная припазовка- сверху и снизу. 

     На торцовых фасадах изб видно, что брёвна, укорачиваясь, поднимаются до самого конька: это самцовая конструкция кровли. и по ныне широко распространённая на Севере. В самцы- бревенчатые обрубки, замыкающие треугольником чело избы,врубаются длинные брёвна- слеги, по которым на оба ската  настилают тес. Его верхние концы, лежащие на последней, князевой слеге, обычно заводятся под тяжёлое бревно, в нижней части  имеющие паз,- охлупень, или шелом.  Внизу тесины упираются в поток (желоб), который отводит воду подальше от сруба. Желоба лежат на крючьях-курицах, вырубленных из нетолстых елей. Верхние концы куриц врубались в нижние слеги.

     Чтобы выступающие из-под кровельного настила концы слег не сырели, их закрывали причельными досками. Все врубки, крепления мостов "в черты",сплочение теса "в зубец" в гвоздях не нуждались. Выражение "сделано на гвоздях" означало тогда плохую работу.

    В плоть до XX века на строительство шел лес только рубленный, а не пиленный,хотя пила на Руси была известна еще в глубокой древности. Она, однако, не получила большего распространения, ибо давно заметили, что пиленые брёвна и доски легче впитывают влагу, быстрее разбухают и гниют. А рубленые брёвна от ударов топоров с торцов становились как бы закупоренными. Мастера следили, чтобы помощники не в бивали топор в бревно: это могло сократить жизнь будущего строения.

    Плотницкая снасть не ограничивалась топорами да скобелями. В порядных документах упоминаются тесла, похожие на кирки, но с закругленными лезвия для выбирания пазов, долото и просёки- ими пробивали отверстия в брёвнах, черты для расчерчивания параллельных линий. Брёвна на сруб поднимали блоками векшами, через которые были пропущены шеймы-канаты.

    Тесовый лес заготовляли так: в торце по длине бревна делали зарубы, в которые вгоняли деревянные клинья. Затем из расколотых половин вытесывали две-три тесины. Если же они шли на кровлю,то с одной стороны тесины делали не большое углубление-корытце-получается желобленый лес. В лесу работали обычно древосечным топором с узким лезвием, тесины зачищали потесом, имевшим широкое лезвие с односторонним срезом.

    Размеры дома заказчик указывал в саженях. Известно, что XVII в. применялось несколько видов сажени. Самая распространенная сажень, которой чаще всего пользовались плотники- простая, или ручная, определяемая расстояниями между большими пальцами раскинутых рук. Иными словами, это катеты плотничьего наугольника, гипотенуза которого- косая сажень.  Друг с другом они соотносятся, как  сторона и диагональ квадрата. а как раз с построения квадрата на земле и начинали разбивку плана древние зодчие. 

    Диагональ квадрата,  превращенная в сторону нового, большего квадрата, описанного вокруг меньшего, давала удвоенную площадь и, наоборот,- в два раза уменьшенную, когда половину диагонали  брали за сторону вписанного квадрата. Для разметки оклада северные мастера, коме плотничьего наугольника, имели мерную веревку, узлами разделенную на простые сажени.

    При самцовой конструкции можно было придавать фронтонам любые очертания - простого треугольного фронтона, фронтона с "полицами", т.е. с более пологими частями внизу, опирающимися на "повалы", и наконец, фронтона криволинейного очертания с килевидным завершением, образующего так называемую "бочку".

     Верхние части крылец висячие галереи делались каркасными из стоек брусьев, зажатых между верхней и нижней обвязками, и тесового заполнения между ними. Такой же была конструкция стен холодных верхних этажей- чердаков- в богатых хоромах.

     Деревенские избы ставились на подклетях, но крыльца здесь были редки, возможно,  что они составляли принадлежность более богатых домов. Крыльцо с более высокой крышей составляло предмет гордости хозяина дома.

      Городские деревянные жилые дома были двух-трех срубными, но часто каждый сруб покрывали своей крышей, а средний сруб  (сени) иногда делали более низким, чем боковые,которые имели до трех этажей в высоту. 

     Сени издревле были самыми светлым и обширным помещением дома. Не случайно раньше в них устраивали пиры, принимали гостей, играли свадьбы. Так, в свадебном причитаниина Печоре пели:   

Станем мы да в новы сени,

Во новы сени да во холодные, 

На гладкие полы да на еловые,

На часты мелки да перекладинки,

Мы отворим да двери пяту,

т.е. распахнем настежь. Бывали случаи, когда сени связывали не два. а три сруба: последний прирубался перпендикулярно. Тут получается Т-образная связь. В сенях ставили большое окно, называвшиеся красным (красивым) оттого, что оно пропускало сравнительно много света и имело слюдяную окончину. Иначе его называли косящатым, так как оно было обрамлено косяками . Такие окна для XVII-XVIII  вв.-первый признак состоятельного хозяина. Еще в былина пели:

Построены терема высокие,

Просечены окна косявчаты

И поставлены колоды белодубовые...

    Хоромы именитых купцов Строгановых в Сольвычегодске (1564г.)  представляли собой трех этажные здание, состоявших из поставленных рядом срубов, покрытых общей двух скатной крышей. На одном конце возвышалась.высокая, около 30м, шестиэтажная башня, покрытая "бочкой". В сени, расположенные рядом, вело двух маршевое крыльцо с бочечной крышей над верхним рундуком (площадкой) и четырех скатной крышей- над нижним. Рядом с сенями возвышалась вторая, меньшей высоты башня с открытым верхом и четырехгранной шатровой крышей с полицей. 

    Яркий пример деревянной дворцовой архитектуры- дворец в селе Коломенцком под Москвой,. построенный в 1667-1668гг. мастерами Семеном Петровым и Иваном Михайловым, частично перестроенный в 1681 г. Саввой Дементьевым. спустя 100 лет после постройки дворец был разобран  "за ветхостью"

    Дворец стоял из семи хором: для царя. для царевича,для царицы и четырех - для царевен.  Все хоромы были связаны переходами между собой, а также с подсобными помещения и дворцовой церковью. каждые из этих хором были трёх или четырёхэтажными, состояли из ряда клетей со своими сенями, наружными крыльцами и разнообразными покрытиями- шатрами, поставленными нередко по два и по три ,простыми крещатыми бочками и кубами.  На фасадах были богато украшены резьбой подзоры кровель, крыльца, галереи и наличники окон.

    В  XVIII веке в средней полосе России избы по-прежнему состояли обычно из отапливаемой по-черному избы, холодной клетки и разделяющих их сеней. Дым от печи выходил уже не через дымовое окно, а через деревянную трубу- дымник; избы, топящиеся по-белому, были в то время очень редки. Старые волоковые окна постепенно начали заменяться "красными" и на уличном фасаде избы обычно помещались три окна: среднее- "красное" и боковые- волоковые.

    Примером северной избы конца XVIII в.  может служить дом в селе Брусенец Вологодской области, состоящей из одного большего (до 60 м2), поставленного на подклетке помещение с печью в углу возле входа. Сбоку к избе примыкала холодная, хорошо освещенная клеть. а сзади находился отделенный от жилой части узкими сенями двухэтажный хозяйственный двор с хлевами внизу и сараем для сена наверху, куда вел снаружи бревенчатый пандус-"взвоз". К сеням примыкают крыльца  с верхней площадкой на одном столбе.

    Стремление к живописи и праздничности  в деревянном зодчестве XVIII в. выразилось в усложнении верхов зданий, в покрытии шатрами квадратных в плане срубов с восьмерками и крещатыми бочками, в применении кубоватых покрытий  и ярусных верхов. Резьба на причелинах, подзорах кровель и оконных наличниках, перешедшая позднее и в более богатые крестьянские избы, сочеталась с росписью, но продолжала соответствовать свойствам дерева, способам его обработки и конструктивному назначению украшаемых ею частей. Так, толстые столбы трапезных и колоколен украшались неглубокими порезками в виде жгутов и "дынек", выразительно подчеркивающих их напряженное состояние, а тонкие столбики крылец, поддерживавшие легкие крыши. имели порезки более глубокие. Порезки, украшающие бревенчатые консоли-повалы превращающиеся концы бревен в выкружки или гуськи. не менее выразительно говорят об их конструктивном значении. Украшение зданий был кровельный материал,  лемех и тес с вырезными концами.

     А в Поволжье с начала XIX века распространяется в деревянной архитектуре, вытесняя северный рубленный орнамент, "глухая" или "корабельная" резьба, перекочевавшая  с волжских кораблей. Основные украшения сосредотачивали на щипце- фронтоне избы. Исследователи связывают распространение резных деталей на фронтоне с переходом в строительстве от самцовой конструкции крыши к более легкой стропильной. Первоначально фронтон стропильной крыши зашивали досками, переход от бревен нижележащего сруба к фронтону закрывали "платком" или "лобовой доской", обильно украшенной резным орнаментом. Общая тема самых разнообразных сюжетов резного узора- это цветы, злаки, сказочные типы-сирины (как сирены) с женскими головами, львы, фантастические русалки- "фараонки", подсолнухи, голуби, петухи...

    " Все наши коньки на крышах.- писал С. Есенин в своей статье-исследовании  "Цветы Мории",- петухи на ставнях, голуби на князьке крыльца, цветы на постельном и тельном белье вместе с полотенцами носят не простой характер узорочья, это великая значная эпопея исходу мира и назначению человека. Конь. как в греческой, египетской, римской, так и в русской мифологии есть знак устремления, но только один русский мужик догадался посадить его к себе на крышу, уподобляя свою хату под ним колеснице... Это чистая черта скифии с мистерией вечного кочевья. " Я еду к тебе. в твои лона и пастбища". - говорит наш мужик. запрокидывая голову конька в небо. Такое отношение к вечности как к родительскому очагу проглядывает и в символе нашего петуха на ставнях. Известно, что петух встаёт вместе с солнцем, он вечный вестник его восхода, и крестьянин не напрасно посадил его на ставнях, здесь скрыт глубокий смысл его отношения и восприятия солнца. Он говорит всем проходящим мимо избы его через символ, что "здесь живет человек, исполняющий долг жизни по солнцу. Как  солнце рано встает и лучами- щупальцами влагает  в поры земли тепло, так и я, пахарь, встаю вместе с ним опускать в эти отепленные поры зерна труда моего. В этом благословение моей жизни, от этих зерен сыт и я и этот на ставне петух, который стоит стражем у окна моего и каждое утро, плеском крыл и пением встречая выкатившееся из-за горы лицо солнца, будит своего хозяина". Голубь на князьке крыльца есть знак осенения кротостью. Это слово пахаря входящему: " Кротость веет над домом моим. кто б ни был. войди, я рад тебе". вырезав этого голубя над крыльцом. пахарь значением его предупредил и сердце входящего. Изображается голубь с распростертыми крыльями. Размахивая крыльями, он как бы хочет влететь в душу того, кто опустил свою стопу на ступень храма- избы, совершающего литургию миру и человеку, и как бы хочет сказать: "Преисполнясь мною, ты постигнешь тайну дома сего", - и действительно, только преисполнясь, можно постичь мудрость этих избяных заповедей. скрытых в искусах орнамента... Мы заставили жить и молиться вокруг себя почти все предметы..."